Старая марка — история филателии
Bullet (black) Email иконка RSS иконка
  • Выше знамя, товарищи!

    Во время моей журналистской службы в Венгрии я познакомился с видным венгерским архитектором и скульптором Бори. В его доме неподалеку от Секеш-фехервара, построенном по собственным чертежам, была собрана внушительная коллекция скульптур авторской работы. В монументальных произведениях определенно просматривались два периода творчества Бори. Первый пришелся на годы нацистской оккупации, а второй касался жизни послевоенной Венгрии. С одной стороны стояли могучие викинги в немецких солдатских касках; они крепко сжимали мечи и высоко держали головы. Напротив расположились такие же гордые советские воины с автоматами в руках.

    — Насколько трудно вам было поменять тематику? — спросил я Бори. — Все же два разных мира...

    — Миры разные, но эстетика у них была одинаковой.

    Признаюсь, в те годы меня это заявление просто шокировало.

    — Как так? I

    — Очень просто. Главное, что делало похожими эти два разных мира, — взгляд на реализм. В обоих случаях считалось, что искусство должно возвышать человека, убеждать его в собственном значении и величии. Различалось только одно: немцы понимали модернизм и абстракционизм, как проявление тлетворных идей коммунизма и большевизма в искусстве, а вы именовали это буржуазными извращениями. Живопись, скульптура, архитектура — все должно было служить государственной идее и укреплению власти. Я эти принципы полностью освоил...

    Сегодня, отойдя от прошлого на достаточное рас стояние, вижу, что Бори точно уловил суть догматического реализма, которую я тогда видел в ином свете.

    И, занимаясь филателией, понимаю, что германские и советские почтовые марки в такой же степени, как литература, живопись, скульптура и архитектура двух стран, отразили в себе сходство идеологических норм и приемов воздействия тоталитаризма на сознание народных масс.

    Рассматривая иллюстративный филателистический материал, который будет приведен ниже, кто-то вправе сказать: «Да, совпадения есть, но они случайны». С этим можно было бы согласиться, если учитывать только единые принципы построения изобразительного ряда почтовых марок двух государств. Случайности бывают всегда. Но за рядом совпадений несложно разглядеть определенную закономерность. Общность сюжетов изобразительного ряда обусловлена идеологическими за дачами.

    Тоталитаризм любого происхождения в сфере идеологии характеризуется стремлением государства под чинить себе сознание граждан на протяжении всей их жизни, от рождения до старости, диктуя с этой целью обществу определенные стандарты, которые формируются различными способами психологического воз действия.