-
Мир, в который легко войти, но трудно покинуть
Днем рождения марки, как мы уже знаем, считается 6 мая 1840 года. В тот день в Лондоне на почтамте началась продажа только что выпущенных знаков почтовой оплаты номиналами в полпенни и пенни. На обо их размещался профильный портрет королевы Виктории.
С первого же дня своего появления марки приобрели свойства коллекционного материала, предмета собирательства.
Уже в 1841 году в газете «Лондон Тайме» была на печатана заметка, которая сообщала, что юная леди решила обклеить одну из своих комнат гашеными почтовыми марками Британии. Друзья и знакомые помог ли ей собрать их 16 ООО штук. Но этого оказалось не достаточно. Газета обращалась к тем, у кого имелись использованные марки и кто готов был ими поделиться, с просьбой присылать их по двум адресам: E.D., Mr. Butt's, Gover, Leadenhall Street; Mr. Marshall's, Jeweler, Hackney.
Марки, которыми вместо обоев клеила комнату молодая леди, коллекционерам всего мира сегодня известны как «Черный пенни» и «Голубой» двухпенсовик. Сохранись комната с обоями до настоящего времени, то цена украшения ее стен составляла бы астрономическую сумму.
Странное желание юной леди тут же привлекло внимание британской прессы. В 1842 году сатирический журнал «Панч» («Петрушка») опубликовал фельетон, высмеивавший новую моду. Это в принципе можно считать первым откликом на появление в мире нового увлечения — филателии.
Трудно сказать, можно ли считать оклеивание жилого помещения почтовыми марками началом их собирательства, но кое-кто именно от этого события начинает отсчет истории филателии. Правда, первым, кто употребил само слово «филателия» в связи с коллекционированием почтовых марок, стал француз Херпин. Произошло это в 1864 году.
Общество поначалу встретило собирателей марок с недоверием, если не сказать, с подозрением.
И. Я. Левитас в книге «И серьезно и курьезно» рас сказывает: «Кое-кто из почтовых администраторов да же взял под сомнение законность коллекционирования марок. В 1863 году генеральный директор французской почты (судьбе-насмешнице угодно было наделить его фамилией Вандал) писал в одном из журналов: «С некоторого времени по почте пересылают пакеты гашеных марок. Их посылают лицам, приобретающим эти марки с необъяснимой целью». Полный подозрений, генеральный директор считал, что гашеные марки — это «ненужные вещи и их следует уничтожать... Их сохранение и накопление в руках определенных лиц возбуждает подозрение, что их будут использовать с нечестной целью».
«Жгучая проблема» не давала Е. Вандалу покоя, и через год, в марте 1864 года, он снова возвращается к ней: «Пока мы с уверенностью не будем знать необходимость и истинную цель, с которой ищут и собирают гашеные почтовые марки, до тех пор будет основание считать, что это делается с противозаконной целью».
Но страсть к коллекционированию медленно, но верно размывала преграды — непонимание общественности, рогатки со стороны чиновников почтовых ведомств.