Надпечатки — новая жизнь марок - Старая марка
История мировой филателии
  • Надпечатки — новая жизнь марок

    Надпечатками в филателии принято называть на несение новых текстов, цифр или рисунков на марки, которые уже находятся в обращении. Такого рода изменения, внесенные в облик марки, выполняют самые разные функции.

    Цифровые надпечатки чаще всего делаются для переоценки номинальной стоимости марок при инфляции или изменении почтовых тарифов. Примером цифровой надпечатки могут служить довольно курьезные марки Германии 1874 г. Они сделаны в связи с введением десятичной системы счета и переходом от грошей и крейцеров к пфеннигам и маркам.

    Знаки почтовой оплаты Германии, появившиеся в 1872 г., выглядели предельно скромно: в центральном круге был изображен одноглавый орел, над ним надпись — «Немецкая имперская почта», внизу цифрами указывался номинал и название единицы: грош или крейцер. Чтобы обозначить переход на новый счет, имперское почтовое ведомство решило надпечатать марки новыми цифрами. Поскольку соотношение ме жду грошом и пфеннигом не было изменено, на марках в 21/2 гроша поместили фактически ничего не менявшие и потому ничего не значившие цифры 21/2, а на знаке номиналом 9 крейцеров — цифру 9.

    Интересны марки периода японской оккупации Китая, с надпечаткой, включающей одновременно текст, цифры и рисунок. Цель надпечатки заключена в повышении номинала знаков оплаты и предупреждении населения об опасности воздушных налетов.

    Нередко путем надпечаток рисунков простые знаки почтовой оплаты превращаются в марки авиапочты.

    В качестве примера надпечатки рисунком приведем коричневую марку Колумбии 1939 г. выпуска номиналом в пять сентаво. На ней изображены женщины, работающие на кофейной плантации. Так вот, чтобы быстро откликнуться на победу стран антигитлеровской коалиции над фашизмом, в 1945 г. на марку поверх ее рисунка поместили портреты Сталина, Рузвельта и Черчилля. Они плохо узнаваемы, но разве главное в надпечатке в этом?


    Интересные надпечатки пропагандистского характера были сделаны в годы Второй мировой войны на марках Болгарии, Они призывали население собирать и сдавать в утиль железо, макулатуру и другие вещи, которые можно пустить в переработку. Трудно сказать, в какой мере такого рода агитация была действен ной, но так или иначе она велась.

    Надпечатки изменяют рисунок и номинал марок и позволяют считать их не разновидностями оригинала, а самостоятельны ми выпусками, которые имеют собственную нумерацию и описание.

    Разновидности надпечатанных марок определяются особенностями рисунка надпечаток и цветом, в котором они исполнены на марке. Именно эти особенности часто становятся главной причиной существующего различия филателистической стоимости разновидностей.