-
Тысяча и одна ночь филателии
К сожалению, сегодня в России не так много изданий, служащих путеводителями по миру увлечений. На Западе книгоиздатели выпуску такого рода мате риалов, рассчитанных не на профессионалов, а на людей просто любознательных, уделяют куда больше внимания, чем у нас. И не потому, что такова государственная политика. Просто книги об увлечениях — ходовой товар, бестселлеры,
Кстати, у многих наших читателей существует представление, что бестселлер — это обязательно остросюжетное произведение (чаще всего детектив). Некоторые российские издательства, выпуская книгу и еще не зная, как ее примет читатель, пишут на обложке слово «бестселлер». На самом же деле бестселлер — это книга, пользующаяся наивысшим покупательским спросом, что определяется не издателем, а продавцами по числу продаж в единицу времени.
Так вот, книги об увлечениях — о нумизматике, филателии, бонистике — в развитых странах очень часто оказываются в числе хорошо раскупаемых. Да и как их не купить, если они привлекают потенциально го читателя своими красочными обложками и призыв но звучащими заголовками. В числе известных авто ров книг об увлечениях — уже упоминавшийся нами американец Даг Сторер.
Он написал и издал целую серию книг, объединенных рубрикой «Удивительно, но факт». Сюда вошли отдельные издания о животных, о людях, о вещах, об американских президентах, о почтовых марках. И это не тонкие брошюры, а довольно толстые книги. И на писаны они интересно, образно, ярко.
Большая часть филателистических историй, переходящих из одного популярного издания в другое, содержат в угоду занимательности немало вымысла, который не согласуется с историческими фактами. Про исходит это, с одной стороны, из-за давности событий и отсутствия достоверных источников, с другой — из-за нежелания развенчивать исторические легенды.
Сама практика обращения авторов к темам, о которых уже неоднократно писалось, в новых условиях вполне допустима и даже необходима. Филателия — явление, развивающееся вместе с каждой новой эпохой, и популярные книги о ней из-за массовости увлечения быстро уходят из продажи, становятся библиографической редкостью. Чтобы неофиты, пополняющие ряды коллекционеров, приобщались к истории и расширяли свои знания, стоит вспоминать и очевидные факты из прошлого. Но каждое новое обращение к известным сюжетам должно не просто повторять уже давно существующий миф или легенду, но пытаться найти н них истину, отделить зерна от плевел.
Вот история знаменитой марки острова Маврикий, рассказанная английским популяризатором филателии Дагом Сторером в книге «Удивительно, но факт. Рассказы о марках».