-
Каталоги — карты и компас филателистов
В англоязычных странах наибольшей популярностью пользуются филателистические каталоги издания Стенли Гиббонса (Великобритания) и Скотта (США). Особая ценность этих изданий состоит в том, что они строго соблюдают периодичность выхода в свет. Это позволяет не только узнавать о появлении новых марок, но и довольно точно прослеживать динамику филателистических цен в сторону их роста или снижения.
Каталог Гиббонса (или еще проще «Гиббоне») впер вые был издан сэром Стенли в 1865 г. в Плимуте. Но подготовку к его изданию создатель каталога начал еще в детстве, когда в аптеке отца в возрасте девяти лет приторговывал почтовыми марками. Глубокое знание спроса и накопленный опыт систематизации кол лекционного материала помогли молодому человеку создать для филателистов пособие, которое со временем прибрело популярность не только в Англии, но и во всем мире.
С 1879 г. каталог ежегодно выходит в Лондоне. Издание имеет два варианта. В первый, так называемый многотомный «Большой Гиббоне», включены марки Великобритании и стран Британского содружества, марки стран Европы и их бывших колоний, марки всех других стран мира. «Упрощенный Гиббоне» («Stanley Gibbons' simplified catalogue») дает систематическое описание марок всех стран мира. Кроме того, издательство выпускает и так называемые «мотивные» каталоги, в которых представляются марки все стран на определенную тематику: по флоре и фауне и т.п.
Пользоваться каталогами Гиббонса достаточно лег ко даже тем, кто имеет лишь элементарные познания в английском. Марки представлены по странам, их вы пускающим или выпускавшим. Перечень построен в алфавитном порядке, который определяется правила ми английского правописания. После названия государства дается очень краткая справка о стране и ее де нежных единицах. Затем перечисляются марки в по рядке их выпуска. После указания года и темы, которой посвящена серия или отдельная марка, следует ее описание. Для каждой марки оно, как правило, ограничивается одной строкой. В ней указывается по рядковый номер марки (нередко он не совпадает с нумерацией, которую приводят национальные каталоги), затем следует номер, под которым каталог приводит репродукцию марки, далее идет номинал и цвет марки. Заключают описание материала цифры предлагаемой каталогом коллекционной цены чистых и гашеных марок в английской валюте.
Каталог Скотта, издающийся в Нью-Йорке, увидел свет раньше британского, но он, в основном, рассчитан на американских коллекционеров. Он издается в нескольких томах, число которых увеличивалось по мере увеличения числа выпущенных в обращение почтовых марок. К описаниям материала прилагаются цветные репродукции весьма хорошего качества, хотя и в уменьшенных размерах. Каталог Скотта отличается от других четко разработанной детализацией почтовых выпусков США. В нем выделены авиапочтовые и полу почтовые марки, к которым принято относить все марки с доплатой на разные цели, кроме почтового сбора.