Марки в психологических войнах - Старая марка
История мировой филателии
  • Марки в психологических войнах

    Понятие «психологическая война» включает в себя способы разлагающего воздействия на личный состав армии и населения страны противника. Эта война ведется с широким использованием средств массовой информации — радио, телевидения, компьютерных сетей, а также с помощью специально издаваемых мате риалов на электронных носителях, на бумаге (в виде листовок), почтовых открытках и марках, специальных надпечаток на них и даже на денежных знаках страны противника.

    В то же время органы, ведущие психологическую войну, координируют действия, направленные на разложение противника, с мероприятиями, укрепляющими моральное состояние собственного народа и армии.

    До появления нынешнего понятия «психологическая война» в советском военном лексиконе эти действия разделились. Существовали так называемая «спец пропаганда», которая велась против неприятеля, а так же пропаганда и агитация, проводимые в собственной стране.

    Поскольку речь идет о филателии, мы рассмотрим только некоторые способы использования почтовых марок и почтовых открыток в психологических операциях прошлого.

    Вот репродукции лицевой и оборотной (клеевой) сторон двух царских марок с пропагандистскими над печатками. Они появились, когда в России шла гражданская война. Династия Романовых уже не управляла страной с 1917 г. Вся металлическая монета — золотая, серебряная и даже медная — ушла из обращения. На обширной территории страны в ходу были денежные знаки местных выпусков, и счет в торговле шел на тысячи и десятки тысяч рублей. Кредитные билеты царского образца в равной степени обслуживали сферу торговли и в местах, которые были заняты Белой армией, и в тех, где правила советская власть. Тем не менее кто-то сделал на марках «царской» серии надпечатки, которые должны были убеждать всех, кто эти марки увидел, что старые дореволюционные деньги обесценены.

    Признать этот прием удачным очень трудно. По этому констатация самого факта обесценения царских бумажных денег ничего к общеизвестным фактам не добавляла и особых эмоций в обществе вызвать не могла.

    Куда успешнее Осведомительное агентство Деникинской армии (ОСВАГ) использовало в идеологической борьбе обесцененные деньги советских выпусков. Например, на денежном знаке достоинством в 250 рублей (так называемого «пензенского» выпуска образца 1918 г.) черной жирной краской надпечатан увесистый кулак, сжатый в фигу. Рисунок сопровождает стихотворение:

    Посмотри на этот кукиш, ну-ка, что на них ты купишь?

    Не очень складно, но зло, ядовито и метко. Действительно, на такую бумажку с обозначенным номиналом в 250 рублей в 1920 г. в Советской России многого купить никому бы не удалось. Как, впрочем, и на любые другие бумажки, курсировавшие по стране.

    Наиболее массовыми надпечатками, которые дела ли по заказу ОСВАГа, на советских деньгах были та кие:

    Обманули комиссары — кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки.