Старая марка — история филателии
Bullet (black) Email иконка RSS иконка
  • Марки россыпью…

    В 1704 г. в России была учреждена почтовая конная линия — «гоньба» — между Петербургом и Новгородом. Специальным предписанием до почтовых гонцов был доведен именной указ государя о том, «чтобы они с почтами с Москвы в С.-Петербург, и из С.-Петербурга в Москву гоняли, со станции до станции с великим поспешением денно и ночно, не медля ни где, ни зачем, а именно, на час по десяти и по пятнадцати верст, по опасениям себе смертной казни, и на переменах почтовые письма отдавали друг другу с расписками во всякой целости...»

    22 июня 1714 г. Петр Первый издал указ, которым предписывалось «...из С.-Петербурга до Москвы, из Москвы до С.-Петербурга учинить обыкновенную почту, в неделю два дня, а именно в понедельник и в пятницу, для того, что без установленной почты нужнейшие государевы указы и письма посылкой медлятся».

    Хотя первые почтовые марки царской России не относятся к самым дорогим маркам мира, интерес коллекционеров к ним велик. В декабре 2004 г. на аукционе в Нью-Йорке была распродана знаменитая коллекция российской классики, некогда принадлежавшая швейцарскому гражданину Збигневу Микульскому. Еще в 1988—1989 гг. его собрание демонстрировалось в Почтовом музее Берна на выставке, посвященной 130-летию первой русской марки. В экспозиции, кроме марок, были представлены целые вещи, франкированные первыми марками России. Большой интерес представили пробные выпуски марок серии 1913 г. Микульский утверждал, что значительная часть приобретенного им материала принадлежала русскому царю Николаю II. После революции часть его коллекция оказалась за границей и была распродана на аукционе в Лондоне в 1936 г. Так или иначе, Микульский владел поистине бесценным историческим материалом. Это подтвердила его распродажа. Марка 1875 г. номиналом 20 копеек за лот с перевернутым медальоном при стартовой цене в 50 000 долларов ушла к новому владельцу за 90 000 долларов. Конверт, франкированный двумя марками по 10 копеек за лот с перевернутыми центра ми, обрел хозяина за 12 000 долларов. Квартблоки 7- и 8-копеечных марок 1879 г. проданы по 15 000 долларов

    за каждый. Марку 1875 г. номиналом в 10 копеек за лот продали за 6500 долларов, марки номиналами в 20 копеек за 3 лота и 30 копеек за 3 лота — за 9750 долларов каждая.

    Продажа почтовых марок служит важной статьей доходов почтовых ведомств многих государств. В княжестве Лихтенштейн помимо почтовых отделений, где продаются марки, существует специальная организация, которая занимается рассылкой новинок коллекционерам в разные страны мира. Так, по подписке постоянно получают из Лихтенштейна новые марки более 100 тысяч любителей из 127 стран. Реализация филателистической продукции приносит казне около 20 миллионов швейцарских франков в год. Это более 10 процентов государственного бюджета княжества.

    Кое-кто удивится, узнав, что в самом княжестве при этом нет собственной почтовой службы. Население маленькой страны пользуется услугами системы почт Швейцарии.