-
«Золушки» филателии, или Ошибки марку украшают
Многие из нас с детства помнят сказку, которая рассказывает о девушке-замарашке, которая нежданно-негаданно стала принцессой. Подобных историй хватает и в филателии. Некоторые из них стоят того, чтобы о них рассказать подробно.
Полвека я отработал в средствах массовой информации. Начинал корреспондентом газеты, стал главным редактором журнала. Знаю, сколько усилий и нервов затрачивают корректоры в борьбе с ошибками, сколько потом приходит в редакции гневных писем от внимательных читателей. И тем не менее должен сказать, что в памяти поколений журналистов надолго остаются не блистательные строки публикаций, а красивые и оригинальные ошибки.
Кто бы помнил дореволюционную газету «Копейка», если бы не ошибка, вмиг сделавшая ее знамени той. В репортаже о коронации российского императора репортер сообщил, что «на голову императора возложили ворону». Газету мгновенно расхватали. Цензор, сделав строгое внушение редактору, тут же потребовал исправить ошибку. Уже на другой день «Копейка» сообщила читателям: «Вчера в газете допущена ошибка. В репортаже о коронации следует читать не «ворону», а «корову»...
Авторы, пишущие на темы филателии, бывают крайне язвительны в оценке работы почтовиков, выпускающих марки с ошибками. Целые книги написаны о курьезах, найденных дотошными исследователями на крохотных по размерам марках. И мало кто думает: не было бы ошибок, о чем тогда писать?
Есть у меня знакомый — доктор технических наук, изобретатель, конструктор, специалист в области авиации и космонавтики и при этом страстный филателист. Конечно же, тема, которая его интересует в марках, — самолеты, космические корабли и «заатмосферные» полеты. В богатом собрании коллекционера — сотни почтовых марок и блоков, посвященных этой теме. Свободными вечерами, вооружившись лупой, доктор наук изучает марки. И находит в них массу неточностей. То на миниатюре, изображающей космонавтов на Луне, диск Земли нарисован не на том месте, где ему быть положено по законам Вселенной. То не там и не ТАК изображены люки космического корабля, Сто марок сто ошибок. Доктор наук торжествует: художник, исполнивший эскизы для африканской республики, не знает предмета, а почтовые власти ему доверились. Марки получились красочные, яркие, но не точные.
Филателист пишет статьи в издания для коллекционеров и снабжает собирателей сведениями об ошибках. Пишет, хотя прекрасно понимает, что ни почта, ни Министерство связи африканской республики его за меток читать не будут, и ничего на марках не изменится. Почтовая марка — не инструкция для астронавтов. Марка служит для оплаты почтовых отправлений и не является пособием для покорителей звездных далей. Главное для почты, чтобы на ней были точно обозначены цифры номинала.