Марки скрытого смысла - Старая марка
История мировой филателии
  • Марки скрытого смысла

    В середине тридцатых годов прошлого века я учился в пятом классе средней школы. Тогда вдруг учителя начали отбирать у нас тетрадки, срывать с них обложки и ощипанные серединки в косую линейку, в клеточку и просто линейку возвращали нам. Сорванные голубые обложки уносили к директору. Что происходило дальше, от нас скрывали закрытые двери. Однако тай на не держалась долго. Вскоре мы уже знали всю подноготную. Художник, который оформлял обложки тетрадок, изобразил русского богатыря, сидевшего па ко не. Левое стремя выглядело как буква «Д». Дальше при внимательном разглядывании можно было обнаружить и другие буквы, умело разбросанные по полю рисунка. Они складывались во фразу: «Да здравствует Троцкий». В смелости художнику отказать трудно, но безрассудство его очевидно: времена были крутые, и сталинские репрессии находились в самом разгаре. Судьба автора рисунка мне неизвестна, но предугадать ее нетрудно. Публично бросить вызов Сталину, который уже тогда имел монопольное право на лозунг «Да здравствует великий вождь и учитель советского народа товарищ Сталин» — означало подписать себе смертный приговор.

    Сегодня крамольные тетрадные обложки вряд ли найдутся в фондах самых лучших музеев страны: собирать и хранить контрреволюционные материалы в те давние годы вряд ли рискнул самый смелый историк. И если где-то, возможно, они и остались, так только в архивах КГБ. Тем не менее познакомиться с потаенным искусством художников прошлого можно и в наше время.

    В Российской государственной библиотеке («Ленинке») я взял первый том «Истории гражданской войны», издание которой (как редактор) возглавил Максим Горький. Книга была впервые выпущена в 1935 году. Первую главу ее открывает рисунок: русский солдат, стоя в окопе Первой мировой войны, вскинул вверх кулак и бросает проклятье царской власти, заставившей его воевать. Вполне революционный сюжет, и ни у кого до издания книги он возражений не вызывал. Вот этот рисунок:

    Давайте рассмотрим его вместе, поскольку без объяснений не сразу можно разглядеть потаенные знаки, которые спрятал художник в своем рисунке.

    Итак, начнем. Возьмите и закройте пальцем лицо солдата, оставив видимой только папаху. И вы увидите, что головной убор на самом деле — это лупоглазая и пупырчатая морда жабы.

    Дальше. Обратите внимание на колья проволочного заграждения, расположенного перед окопом. Теперь попытайтесь мысленно продолжить рисунок бревнышек вниз, по направлениям, заданным художником. Первые два кола образуют букву «X», средние — «У». Самые правые колья изображены так, что угадать в них букву «И» не составляет труда. Взрыв за спиной солдата образует над буквой дужку, типичную для «Й». Слева внизу, у шинели солдата, на колючей про волоке повторяются буквы того же слова.